«Россия у нас колокольная империя и держава, а в особенности Москва. У нас самые большие колокола в мире«.
Революция и многолетние гонения на церковь в России привели к практически полной утере традиций колокольного звона. Хотелось бы сразу отметить, что благодаря специфике колокольного звона его повторить сложно, но, уже начиная с XIX века, звоны начали записывать нотами. Отчасти благодаря этому следующее поколение смогло воспроизвести общий рисунок звука.
Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.
Благовест — особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол. Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.
Благовест в свою очередь делится на два вида: обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.
Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: праздничный; воскресный; полиелейный; простодневный или будничный; пятый или малый колокол.
Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.
Собственно звон
Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Звон во все колокола различается на:
Трезвон — это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.
Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество. В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.
Трезвон — один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами.
Двузвон — это звон во все колокола дважды, в два приема.
Перезвон — удары в разные колокола поочерёдно, обычно от большого колокола к малым. Этот звон может быть не только светлым, но и скорбным.
Перезвон — это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.
Перебор — это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.
Набат — сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон: начинался набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми — соседние к ним.
Погребальный звон — скорбный звон от малых колоколов к большим в память об умершем человеке. Как вы думаете, что символизировал этот звон? (жизнь человека от детства до взросления). В самом конце ударяли сразу во все колокола. Это момент прощения и прощания.
Колокольные церковные звоны прошли длительный путь развития, вобрав в себя весь опыт народного творчества. К началу ХХ столетия каждый регион России, каждая епархия имели свою сложившуюся каноническую систему звонов в рамках общерусской традиции.
Посмотреть видео