Колокольный звон

 

«Россия у нас колокольная империя и держава, а в особенности Москва. У нас самые большие колокола в мире«.

Революция и многолетние гонения на церковь в России привели к практически полной утере традиций колокольного звона. Хотелось бы сразу отметить, что благодаря специфике колокольного звона его повторить сложно, но, уже начиная с XIX века, звоны начали записывать нотами. Отчасти благодаря этому следующее поколение смогло воспроизвести общий рисунок звука.

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.

Благовест — особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол. Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

 

 

Благовест в свою очередь делится на два вида: обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: праздничный; воскресный; полиелейный; простодневный или будничный; пятый или малый колокол.

Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

 

 

Собственно звон

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Звон во все колокола различается на:

Трезвон — это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество. В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

Трезвон — один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами.

 

 

Двузвон — это звон во все колокола дважды, в два приема.

Перезвон — удары в разные колокола поочерёдно, обычно от большого колокола к малым. Этот звон может быть не только светлым, но и скорбным.

Перезвон — это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

 

 

Перебор — это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

 

 

Набат — сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон: начинался набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми — соседние к ним.

 

 

Погребальный звон — скорбный звон от малых колоколов к большим в память об умершем человеке. Как вы думаете, что символизировал этот звон? (жизнь человека от детства до взросления). В самом конце ударяли сразу во все колокола. Это момент прощения и прощания.

Колокольные церковные звоны прошли длительный путь развития, вобрав в себя весь опыт народного творчества. К началу ХХ столетия каждый регион России, каждая епархия имели свою сложившуюся каноническую систему звонов в рамках общерусской традиции.

 

Посмотреть видео

 

Звоны на Пасху и Страстную Седмицу

В канун светлого христианского праздника, начиная с Чистого четверга и до субботы, полностью отсутствует какой-либо колокольный звон. И это не просто так. По церковному поверью считается, что это время противостояния сил света и тьмы. После чего первые одерживают победу и начинается праздник Пасхи. Устав колокольного звона в этот день особенный: звучит и благовест, и перезвон, и трезвон. В самой колокольне зажигают свет и начинается священное музыкальное действо, которое совершает звонарь, сообщая миру, таким образом, о победе добра и света.

 Порядок совершения колокольного звона на Пасху

 Литургия:

— Полунощница, при которой слышен едва совершаемый благовест в праздничный колокол;

— Крестный ход под звуки перезвона;

— Пасхальное начало – вхождение в храм при трезвоне (с праздничным колоколом); Евхаристический канон, при котором звучит благовест (12 медленных ударов) в праздничный колокол;

— Целование Креста – трезвон с воскресным колоколом.

Литургия: до начала слышны звуки благовеста (40 ударов), а потом и трезвона; Евхаристический канон при благовесте (12 медленных ударов);

Крестный ход при трезвоне (при остановке звуки прекращаются); целование Креста – трезвон с воскресным колоколом.

Звоны на Литургии

 На вечерние и утренние службы, согласно уставу колокольного звона на Литургии, есть следующая последовательность его осуществления:

 за 10 минут до вечерни звучит благовест (причем, 40 ударов, первые три из которых медленные) и трезвон (колокол будничный в обоих случаях);

по завершении – трезвон;

за 10 минут до начала Литургии также звучит благовест (40 ударов) и трезвон;

при Евхаристическом каноне – благовест (12 ударов в медленном темпе);

по завершении Литургии (при целовании Креста) – трезвон.